- Безопасному поведению обучение
- Важным элементом обеспечения безопасности личности выступает формирование мотивации на самозащиту, установки на выживание (см. Установка на выживание), оправданного риска и владения психотехническими приемами снятия страха Специальное обучение заключается в развития познавательных качеств и знания основных поведенческих юридически значимых признаков в действиях других лиц, позволяющих диагносцировать складывающуюся угрожающую обстановку, важные для учета при самозащите качества и состояния у нападающего ( причастность к криминальному миру, степень агрессивности, неискренности, нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, состоянии психической дезадаптации и др.), другие факторы опасности. Методика занятий включает в себя различные виды тренингов и разбор действий пострадавших в реальных ситуациях опасности. Кроме того в процессе обучения формируются умения по регуляции эмоциональных состояний и снятия стресса. В процессе профессонально-психологического отбора работников ПОО обращают внимание на уровень профессиональной виктимности и наличие других личностных качеств, формирующих предрасположенность к несчастным случаям в криминально опасных ситуациях. Часто к таким качествам относят: повышенную тревожность и страх; пониженную психологическую устойчивость и склонность к психической дезадаптации; эмоциональную неуравновешенность и импульсивность; низкую устойчивость к стрессу; недостатки качеств внимания; неумеренную склонность к риску ("сдвиг к риску"); склонность к аффективному реагированию; замедленную реакцию и недостаточную ловкость; недостаточный уровень интеллектуальных способностей; малую сообразительность и др. Отсюда возникает важная задача по снижению уровня профессиональной виктимности (см. Виктимность профессиональная сотрудников правоохранительных органов ) посредством специального обучения и воспитания.
(А.И. Папкин)
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.